* - поля обязательны для заполнения

    Что такое PF?

    Близится Новый год. Время подводить итоги, строить планы, время делать подарки и рассылать поздравления.

    Чтобы поздравить друзей и близких, можно, конечно же, отправить им стандартную открытку, купленную в ближайшем киоске «Союзпечати». Можно даже «скинуть SMS», или просто отправить письмо по электронной почте.

    Но если вы Фотограф, то, разумеется, вы не опуститесь до подобной банальности. Ведь интереснее и престижнее создать для этого свой собственный маленький шедевр, свою ежегодную «визитную карточку», или, как принято её называть, PF-ку.

    Итак — PF. Фотопоздравление, фотооткрытка. Особый, уже ставший традиционным фотографический жанр, фотографическая миниатюра. Идея поздравительной фотооткрытки не нова. Ещё на заре ХХ века каждый желающий мог изготовить собственную фотооткрытку прямо в домашней фотолаборатории. В продаже имелась специальная фотобумага, на обратную сторону которой типографским способом был нанесён текст «Открытое письмо» и было предусмотрено место для почтовой марки. Дарителю оставалось только отпечатать изображение, а на обороте написать текст «открытого письма» и отнести изделие на почту. К сожалению, последующие десятилетия войн и революций надолго вытеснили все эти «мелочи» из нашего обихода.

    Традиция новогодней поздравительной фотооткрытки собственного изготовления вновь пришла к нам только в начале 60-х годов прошлого века, скорее всего из Чехословакии. Во всяком случае, именно на страницах чехословацких фотографических журналов «Ревю фотография» и «Ческословенска фотография» стали тогда регулярно появляться тематические статьи о PF-ках и замечательные подборки самих пээфок. Полные юмора и оптимизма, а также настоящего фотографического шарма, эти маленькие картинки быстро завоевали сердца рыцарей фотографии. Вскоре пээфками уже обменивались фотоклубы, их дарили друг другу фотографы, просто посылали почтой друзьям и близким.

    Как ни странно, в Минске, с его тогдашней весьма активной фотографической жизнью, этот вид обмена фотографической информацией долгое время не находил себе места. И только в 1985, со времени создания молодежных фотостудий при фотоклубе «Минск» традиция, наконец, прижилась и даже переросла в настоящий «пээфочный бум». Дело в том, что в силу своей элитарности и мелкосерийности фотографическая миниатюра неизбежно становится предметом обмена и коллекционирования. Заполучить же экземпляр в свою коллекцию пока возможно единственным способом: обменяв его под Новый год на собственное произведение! Некоторые коллекции PF-ок насчитывают ныне сотни уникальных экземпляров и представляют собой интереснейший материал для изучения фотографической жизни предыдущего двадцатилетия. В Минске такие коллекции не раз экспонировались в галерее «NOVA», в салоне-магазине «Кадр», галерее фотоклуба «Минск». Известны также конкурсы PF, к примеру, всесоюзный конкурс PF-ок во Львове (1987 год). Статьи о минских PF-ках публиковались в журнале «Мастацтва» и газетах «Знамя Юности», «Лiтаратура i Мастацтва» и даже в одном из датских фотографических изданий.

    Были годы, когда интерес к этому жанру упал, но сегодня идея и традиция PF-ок возвращается в нашу жизнь, найдя понимание и поддержку среди нового поколения возрождающейся белорусской фотографии. Пээфками снова обмениваются, их снова дарят, о них рассказывают на страницах журналов и WEB-сайтов.

    Несколько слов о «правилах игры».

    Современная PF-ка в том виде, к которому мы привыкли — это небольшая фотография, размером, как правило, не превышающая стандартную почтовую открытку.

    Обязательными атрибутами являются символы PF, полученные из первых букв французского «Pour Feliciter» (чтобы поздравить) или итальянского «Po Felicita» (на счастье), а также цифры наступающего календарного года, например PF 2006 или PF ’06  и, может быть, авторская подпись.

    Это, пожалуй, единственное правило, которое обязательно для всех пээфок. Все остальное — на усмотрение автора.

    Разумеется, обязательно также стилевое единство изображения и шрифта, формы и содержания, картинки и рамки… Но об этом не обязательно говорить подробно. Ведь PF-ка — это визитная карточка фотографа, его своеобразный автопортрет, «показательное выступление» — маленький отчет перед собою и коллегами. Иногда серьезные, иногда шутливые, часто философские или авангардистские — эти картинки всегда самобытные, так же, как и их авторы.

    Сюжеты PF могут быть самыми разнообразными. Смысл картинок чаще всего символичен, ведь Новый год-это рубеж, этап, переход от чего-то старого к чему-то новому. Потому излюбленные темы — перекрестки, повороты, дорога к горизонту… Восход или закат солнца (как граница уходящего и приходящего), свет в темноте, открытое окно или двери и т. п. Но количество подобных символов ограничено, и, чтобы не повторяться, многие авторы предпочитают придумать что-нибудь оригинальное: всевозможные ассоциации, комбинации предметов и чисел, монтажи, пересъемку исторических документов или репродукции из журналов. Часто это даже специально сделанные постановочные снимки, натюрморты или игра актёров.

    Иногда сюжет PF-ки отражает предмет эстетических предпочтений автора, или же некое значительное событие в его жизни — например, то, что приятно вспомнить под Новый год и о чём приятно напомнить друзьям. А часто это даже отражение социальной, политической или культурной ситуации в стране или просто автопортрет-размышление. А ещё это хороший способ подарить другу немножко хорошего настроения, поэтому очень часто сюжеты — это шутливые или просто весёлые картинки.

    Конечно, невозможно подвести создание PF под общие нормы и правила. Ведь традиции на то и существуют, чтобы их нарушать. PF была, есть и будет самым свободным выражением взглядов, мыслей и философии автора. В ней разрешено практически все. Просто необходимо всегда помнить, что по нашему «творению» будут потом судить о нас… Возможно, даже через поколения.

    И всё же есть в этом жанре ещё одна замечательная традиция, разрушать которую не следовало бы. Это-ещё одна возможность блеснуть своим мастерством, фотографическими знаниями и умениями, создав что-то такое, чего до вас никто ещё не придумал. Фотографическое чудо. И вот тут-то «пээфка» предоставляет автору практически безграничное поле деятельности! Редкая технология или уникальное тонирование, новый приём или просто что-то такое, что вызовет зависть и восхищение коллег. И удовольствие на вопрос «А как?…" загадочно ответствовать: «А вот!…», и так и не раскрыть никому тайну создания шедевра, потому что тайна, как известно — лучший двигатель воображения.

    А поэтому PF -это кроме всего ещё и особая игра, великолепный новогодний ритуал, особый процесс Дарения и Обмена, происходящий, как правило, на клубных новогодних вечеринках. Что, разумеется, только прибавляет шарма всему предприятию.

    Алексей Ильин. Минск. 2005 г.


    Примеры PF